Грузовые подъёмники от эпохи пирамид до наших дней


На заре цивилизаций

Ещё в древности человек столкнулся с необходимостью подъёма тяжёлых и громоздких предметов – поваленных деревьев, камней или туш убитых на охоте животных. Наклонная плоскость, каток, рычаг стали первыми грузовыми подъёмниками. Позднее всё это было дополнено верёвками, их роль могли играть даже ветви деревьев.

Простейшие подъёмники могли применяться в Древнем Египте при строительстве пирамид. Возведение дворцов с колоннами и огромными скульптурами также могло осуществляться при помощи подобных устройств.

Ещё позднее составными частями приспособлений стали блок и ворот. Новым шагом стал «геранос» («журавль») – механизм с ручным приводом, изобретённый в Древней Греции приблизительно в V веке до н.э. Немецкое название этого устройства – «краних», оно стало прототипом русского слова «кран». А сам «журавль» является далёким предком современного подъёмного крана.

«Журавль» использовался чаще всего при строительстве крепостных стен. Предположительно его применяли также в античном театре – с его помощью Медея взлетала вверх на огненной колеснице.

В Древнем Риме появился механизм, который может быть назван поворотным подъёмным краном. Он укреплялся на деревянных брусьях и мог поворачиваться в любую сторону при помощи катка.

В 236 году до н.э. Архимед спроектировал новый тип подъёмника, который стал самым первым в истории грузовым лифтом.

От средних веков до нового времени

В эпоху средневековья отмечался некоторый упадок развития технических средств. Однако к XIV веку вопросы подъёма грузов приобрели острую актуальность. Происходил рост металлургической промышленности, отсюда возникла необходимость в совершенствовании механизмов подъёма руды.

Грузовые подъёмники были дополнены лебёдками и полиспастами, благодаря чему можно было увеличить скорость подъёма даже очень тяжёлых грузов. Усилий требовалось прикладывать значительно меньше.

Краны, похожие на современные, появляются в период XIV-XV вв. Особенный взлёт произошёл в конце XVIII века, во многом этому способствовало изобретение Дж.Уаттом парового двигателя в 1763 году. Первоначально не только остов, но и основные узлы изготавливались из дерева, и только в XIX веке материалом для их производства стала служить сталь.

Однако деревянные конструкции по-прежнему применялись очень успешно. В начале XIX века во Франции был построен первый мостовой кран, все механизмы которого были изготовлены из дерева.

Постепенно мускульной силы человека и даже животных стало недостаточно для эффективного подъёма грузов. Техника развивалась, и возникла необходимость в более совершенных средствах привода её в действие. В конце XVIII - начале XIX века для этих целей стал применяться гидравлический привод. В Англии, в 1827 году был построен первый паровой подъёмный кран.

80-е годы XIX века были ознаменованы строительством в Германии первого электрического мостового крана. Там же был построен электрический лифт. Электрический привод постепенно всё более широко начинает применяться в грузовых подъёмниках. Привод от двигателей внутреннего сгорания впервые был использован в 1895 году.

Поворотный стационарный башенный кран появился в Германии в 1905 году. Несколькими годами позже в конструкцию были внесены новые усовершенствования, и в результате был изобретён передвижной башенный кран.

Опыт России

Применение подъёмных машин в России начинается в 1703 году. Они были использованы на Петрозаводском чугунолитейном заводе. На Екатеринбургском заводе с 1734 года для подъёма чугуна также использовалась специально построенная машина. Она управлялась при помощи ручного привода, а вес поднимаемого груза мог достигать 100 пудов.

Но решать сложные технические задачи приходилось и ранее. Первый царь-колокол, весивший 130 тонн, был поднят в 1769 году при помощи полиспаста, рычага и деревянного ворота.

В 1830 году событием в мире техники стала установка 46 колонн при строительстве Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Каждая из колонн весила 100 тонн. Путём использования блоков, канатов и кабестанов удалось быстро сделать эту ответственную работу – на установку каждой колонны уходило всего 45 минут. Аналогичным способом в 1832 году была установлена Александровская колонна.

К концу XIX в России был налажен выпуск различных типов грузовых подъёмников, в том числе подъёмных кранов. Их производством вначале занимался Костромской механический завод, а затем оно было освоено рядом других заводов.

Совершенствование идей

В ХХ веке конструкции кранов и способы их производства продолжали совершенствоваться. Появляются автомобильные, железнодорожные краны, увеличиваются возможности подъёма всё более и более тяжёлых грузов. Узлы становятся взаимозаменяемыми.

Но грузовые подъёмники – это не только краны, с помощью которых возводятся высотные дома. Активно разрабатываются и используются подъёмные механизмы бытового назначения. Они предназначены для подъёма, например, товаров в большом торговом центре или грузов на вокзале.

Развитие техники не стоит на месте. Возникают новые идеи, ведётся работа над их воплощением. Но традиции и опыт прошлого всегда будут служить фундаментом для разработки и внедрения новых технологий.

Вернуться к списку